С июля 2016 года запрещены к установке аналоговые тахографы, которые записывали всю поступающую информацию на тахограмму, а часть данных (режимы труда и отдыха) могла вноситься вручную. Такая технология сейчас считается устаревшей, неточной и не защищенной от утечки информации. По этим параметрам аналоговые устройства отошли на задний план, предоставив место цифровым тахографам с блоками криптографической защиты данных. Новые устройства записывают более полный объем информации без возможности корректировки исходных показателей. Цифровые тахографы записывают все: от изменений скорости до режимов труда каждого водителя, также они фиксируют каждую ошибку в эксплуатации контрольного прибора.
Технические данные, записанные устройством, выводятся через печать на встроенном принтере. Иными словами, распечатка — это просто вывод информации из памяти тахографа на бумагу. В использовании тахографа одной из важных задач можно считать умение расшифровать распечатку, которая позволяет увидеть полную картину всех событий в хронологическом порядке.
Для того чтобы каждая бумажка с распечатанными данными не была длиной более метра, все слова в распечатке заменены на символы, которые называются пиктограммами. Все знаки стандартизированы, поэтому на всех лентах символы одинаковы и означают одно и то же; поэтому расшифровка распечатки тахографа VDO не составит трудностей, если вы спокойно прочитали чек «Атол» или «Меркурий». Это же касается и тахографов европейского и российского типа: если вы разобрались с тахографом, оснащенным блоком с ЕСТР, то без проблем справитесь и с лентой тахографа с СКЗИ.
Данная выписка имеет юридическую силу и может доказать наличие или отсутствие нарушения, именно ее надо предоставлять в качестве доказательств. Тахограф считается официальным международным средством измерения, которое вносится в гос. реестр, регистрируется и еще на производстве становится поверенным. Точность полученных данных и безопасность их хранения обеспечивается встроенными модулямипоэтому в точности и достоверности полученной информации сомневаться не приходится.
Именно поэтому важно знать, как расшифровать распечатку тахографа. В первую очередь, это асается инспекторов ГАИ и водителей транспортного средства, оснащенного тахографом. Первые на основании данного документа имеют право выписывать штрафы по ст. 11.23 КоАп; а вторые должны точно знать, в каком состоянии находится прибор, справедливо ли выписанное взыскание. Как показывает практика, еще не все инспекторы умеют точно расшифровывать данные, полученные из тахографа, из-за этого могут возникнуть ошибки и лишние штрафы. В такой ситуации водителю важно уметь защитить себя, проверяя наличие нарушения самостоятельно.
Нельзя забывать про должностных лиц и владельцев автопарков, которые обязаны контролировать своих сотрудников. Чек тахографа поможет посекундно отследить скорость, режимы работы и нарушения водителя.
Контрольное устройство записывает различные виды информации, которые позволяют отследить все события.. Исходя из типа данных, выведенных в печать, распечатка тахографа бывает следующих видов:
Данный тип ленты можно узнать по трем символам в верхней части ленты: молоток (значит “мастерская”), часы (что, соответственно, означает “время”) и перевернутый треугольник, который обозначает “Печатающее устройство”. Назначение этой распечатки — рассказать “биографию” тахографа, так как она показывает технические параметры и их изменения, начиная с момента производства. Основная информация, которую здесь можно найти:
Этот вид распечатки помогает установить законность эксплуатируемого прибора, получить основную информацию о его работе, транспортном средстве и водителе.
В символьном обозначении вверху ленты эту распечатку можно узнать по комбинации символов “24h”, карты водителя и значка печатающего устройства (тот самый треугольник). Это информация о режимах труда и отдыха водителя за определенный день. Именно здесь будут видны все нарушения, касающиеся превышения допустимого времени за рулем, а также поминутно и в хронологическом порядке расписаны действия одного водителя, а затем выводится суммарное число времени простоя и движения. Начинается запись информации с момента, когда карта водителя попала в слот прибора.
Обратите внимание, что в этом типе распечатки показаны данные именно от лица одного конкретного водителя. То есть, если водитель управлял несколькими автомобилями, то в ленте можно будет найти информацию по всем транспортным средствам.
Итак, данная расшифровка чека тахографа покажет нам:
Этот тип ленты можно узнать по трем значкам “24h”, “Транспортное средство” (похож на кабину трактора) и “Печатное устройство”. Здесь можно узнать всю хронику событий с точки зрения самого устройства. Основная информация, которую можно найти в этой выписке:
Именно эта распечатка покажет, была ли езда без карты и превышают ли водители допустимую норму непрерывного вождения.
Такая распечатка отмечена обозначением в виде двойной стрелки вправо и значка “Печатное устройство”. Она выглядит в виде графика или списка со значениями времени и предела превышения.
Выписывать штрафы на основаниях этой распечатки инспектор ГИБДД не может, так как точное место здесь не указано.
Этот тип распечатки предназначен, чтобы показать все нарушения в эксплуатации тахографа, которые делал один водитель на всех используемых им устройствах. Узнать его можно по значкам сверху: восклицательный знак, крестик, карта водителя и “печатное устройство”. Расшифровка распечатки тахографа такого типа покажет нам:
А эта распечатка покажет все ошибки в работе одного тахографа, совершенные всеми водителями, которые управляли устройством. Характерные значки для этой ленты: восклицательный знак, крестик, “Транспортное средство” и “Печатное устройство”. Эта распечатка показывает те же ошибки, что и предыдущая, но исключительно с позиции устройства: меняться будут только люди, которые пользовались устройством.
Теперь, когда мы разобрались, какие виды распечаток бывают и за что они отвечают, мы можем приступать к самому главному – разбору самой ленты. Вот краткая расшифровка распечатки тахографа «ШТРИХ-М».
1. Логотип Каким именно он будет, вы можете настроить сами. Здесь можно поставить и логотип производителя, и вашей компании, и мастерской, которая проводила калибровку. |
|
Рис. 1: Установлен логотип нашей мастерской “Триви”, к которому добавлена информация о деятельности, номер телефона и сайт. |
Рис. 2: На этой распечатке можно увидеть логотип производителя тахографа: “ШТРИХ-М” |
2. Дата и время (UTC) Дата и время, когда была сделана распечатка. |
|
Рис. 1: Видим, что распечатка была сделана 10-го января в 11:19 |
Рис. 2: Распечатка была сделана 30-го января в 10:34 |
3. Тип распечатки Здесь расположены символы, которые показывают тип распечатки. На наших фото они обозначают ленту “Технические данные” |
|
4. Информация о водителе Здесь показаны имя, фамилия, номер и срок действия карты. На приведенных в пример распечатках этого пункта нет, так как на момент печати карта водителя не была вставлена в слот. |
|
5. Информация о ТС |
|
Рис. 1: Сначала идет VIN кузова (WMA06WZZXEP053728). Следующая строчка - гос. номер (X740КН750). |
Рис. 2: Сначала идет VIN кузова (XOV3724H1D1000010). Следующая строчка — гос. номер (X731RY750). |
6. Информация о производителе:
|
|
7. Информация о подключении к тахографу дополнительных датчиков К обоим тахографам подключены импульсный датчик и ГЛОНАСС. |
|
8. Информация о мастерской, которая проводила калибровку
По нашим распечаткам видно, чтоб оба устройства были откалиброваны в мастерской “Триви” |
|
9. Информация о регистрации мастерской |
|
Рис. 1: Здесь на момент калибровки карта мастерской уже была продлена до 16/09/2018 (сравнить с рис. 2) |
Рис. 2: На момент калибровки этого прибора карта мастерской была действительна до 10/09/2016г. |
10. Дата калибровки и информация о ТС (VIN и гос.номер) |
|
Рис. 1: Калибровка этого тахографа прошла 14/11/2017 |
Рис. 2: Здесь дата калибровки — 27/01/2016 |
11. Технические данные
|
|
12. Изменения в настройках тахографа Далее каждый отдельный блок, начинающийся с пиктограммы “молоток” будет показывать все изменения, которые вносились в настройку тахографа. Данные выведены по принципу пункта №11. Здесь тоже есть дата, характеристики ТС, информация о мастерской, которая внесла изменения, и т.д. |
|
Рис. 1: Если сравнить этот блок с предыдущими данными первой калибровки, то можно увидеть, что в этот же день та же самая мастерская проводила изменения в настройках. Значение в скобках показывает порядок внесенных изменений. На этом тахографе максимальное значение “(3)”, то есть мастерская проводила работы по внесению новых данных всего 3 раза. |
Рис. 2: Здесь ситуация абсолютно идентична. Калибровка тахографа проходила в 3 этапа и в один и тот же день. Далее эти настройки не изменялись. |
13. Изменения настроек времени
|
|
14. Последнее происшествие и текущий сбой (дата и время)
На наших распечатках есть только события из памяти тахографа, об этом говорит значок “транспортное средство”, похожий на кабину грузовика. |
|
15. Информация о блоке НКМ |
|
16. Полный номер тахографа (только рис.1) |
|
17. Дополнительные параметры (если подключена CAN-шина, есть только на рис.1) |
|
Также распечатка может содержать данные от ФБУ “Росавтотранс”, как на рис. 1 после цифры 14. Там можно найти регистрационный номер мастерской, № тахографа и № блока СКЗИ. |
РИС. 1 |
РИС. 2 |