Наш сайт собирает и обрабатывает личные данные. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с политикой компании в отношении обработки персональных данных
соглашаюсь

Как предотвратить хищение топлива

31 May 2016, 10:26:02
Решения спутникового мониторинга для транспортных и строительных компаний позволяют контролировать расход ГСМ, режим эксплуатации техники и количество сделанных рейсов.

 

Хищения топлива – обыденное явление для компаний с собственным парком автотранспорта в отсутствие адекватной системы контроля использования ГСМ. Существует множество схем воровства, в которые могут быть вовлечены сотрудники любого уровня – от водителей и механиков до руководителей подразделений. Махинации чаще всего направлены на получение денежных средств, реже – для использования топлива в собственном автомобиле.

Установка системы спутникового мониторинга позволяет отслеживать заправки и расход топлива. Контроль может основываться на показаниях штатного датчика уровня топлива с подключением к CAN-шине автомобиля GPS-трекера, который передает данные в систему мониторинга. Более точный способ измерений – установка датчика уровня топлива в бак транспортного средства и тарировка бака, то есть высокоточная калибровка ДУТа и градуировка объема топливного бака.

Ниже описаны способы хищения топлива и методы противодействия им с помощью системы спутникового мониторинга транспортных средств.

Слив топлива из бака

Простейший способ – слив остатков топлива из бака с целью продажи или заправки собственного автомобиля. Часто норма расхода ГСМ бывает несколько завышена, так что слив излишков топлива – весьма распространенное явление.

Способы контроля и фиксации случаев воровства: 

  • Система мониторинга создает отчеты по каждому автомобилю, где указаны сливы и фактический расход топлива – как в движении, так и на стоянках. 

   

Заправка более дешевым топливом на трассе

На трассах можно найти нелегальные пункты, которые принимают от водителей неотработанное дизельное топливо. Другие водители могут заправиться в таких пунктах по сниженной цене.

Способы контроля и фиксации случаев воровства: 

  • Система мониторинга выдает отчеты по местам и объемам заправки. Если в адресах присутствуют неизвестные заправки, следует выяснить, почему водитель отдал предпочтение именно этой заправочной станции.

Продажа топливных талонов

Если предприятие до сих пор использует топливные талоны для заправки транспортных средств, водитель легко может продавать часть из них по заниженному курсу, отчитываясь в бухгалтерии за якобы совершенные заправки.

Способы контроля и фиксации случаев воровства: 

  • Система мониторинга сравнивает отчеты по заправкам и данные по расходу топлива. Сверяются адреса заправок из данных от ДУТа, установленного в машине и адреса заправок, указанные в талонах. Так же сверяется объем топлива фактически заправленный с данными из талонов. Это кропотливая ручная работа, поэтому рекомендуем перейти на систему топливных карт. В таком случае процесс сверки автоматизируется.

Приобретение «левых» чеков

Если водитель получает подотчетные денежные средства для заправки транспортного средства, он может приобрести нелегальные чеки на покупку топлива, которые затем передаются в бухгалтерию в качестве отчета. Пункты продажи таких чеков можно найти на любой крупно трассе.

Способы контроля и фиксации случаев воровства: 

  • Проводится сверка данных системы мониторинга с данными из предоставленных чеков. Сверяются адреса заправок из данных от ДУТа, установленного в машине и адреса заправок, указанные в чеках. Так же сверяется объем топлива фактически заправленный с данными из талонов. Это кропотливая ручная работа, поэтому рекомендуем перейти на систему топливных карт. В таком случае процесс сверки автоматизируется.

Сговор с оператором заправки

Многие предприятия теперь используют электронные топливные карты, которые избавляют от необходимости выдавать деньги на заправку транспортных средств. Отчитываясь, водитель предоставляет бухгалтерии чеки с АЗС. Для сверки этих чеков топливная компания, обслуживающая организацию, высылает по e-mail списки заправок и расшифровки по номеру карты. Предоставленные водителем чеки должны полностью совпадать с данными топливной компании, так что покупка «левых» чеков становится невозможной. Эту схему контроля можно обойти, вступив в сговор с оператором АЗС. Например, водитель просит списать с карты деньги на 200 литров топлива, а залить в бак 100 литров. Разницу водитель получает наличными от оператора – по принятому на АЗС курсу, обычно на 40-45% ниже отпускной цены.

Особенно выгодны такие махинации водителям международных транспортных компаний. Можно заправиться перед границей за собственные деньги, а в стране, где топливо стоит дороже, просто обналичить деньги с топливной карты.

Кроме этого, водитель может заправить по своей карте чужой автомобиль, получив с его владельца наличные. Или просто залить часть топлива при заправке в канистру, а затем продать его.

Способы контроля и фиксации случаев воровства: 

  • Система мониторинга автоматически сравнивает данные из системы топливной карты с уровнем заправленного топлива и выдает отчет о совпадении или различии информации о заправках.
  • Это самый быстрый и удобный способ контроля заправок. Система выдает информацию о виде топлива, стоимости 1 литра топлива на каждой заправке и выдаст предупреждение при несоответствии купленного и фактически заправленного топлива. 
  • Отчет делается в течении нескольких минут и без кропотливой ручной сверки кучи бумажных отчетов и чеков.

       

Несанкционированные рейсы

Закончив плановые рейсы, водитель может успеть выполнить другие поездки. Например, доставив груз, фура сделает крюк в несколько сотен километров, чтобы сделать перевозку для «левых» заказчиков. Несанкционированные рейсы могут выполняться спецтехникой, грузовыми и пассажирскими транспортными средствами.

Способы контроля и фиксации случаев воровства: 

  • В системе мониторинга задаются плановые маршруты движения транспортных средств. Система может высылаеть уведомление на телефон, если произошло отклонение от маршрута, зафиксировать факт отклонения в истории объекта и вывести это в соответствующем отчете.

Подкручивание одометра

Водитель может изменить показания одометра или счетчика моточасов с помощью специального устройства. Можно просто вывести из строя спидометр или счетчик и списать по путевому листу якобы пройденный километраж и отработанные моточасы.  Обычно это делается после окончания рабочего времени. На сокращенный километраж сливается соответствующее количество топлива, либо приобретаются упомянутые «левые» чеки.

Способы контроля и фиксации случаев воровства: 

  • Данные одометра или тахографа сравниваются с отчетами по пробегу из системы мониторинга. Если пробег по системе мониторинга значительно меньше, чем данные из путевых листов водителя, то необходимо провести анализ данных с тахографа и сравнить их с данными из мониторинга. Например, по данным тахографа автомобиль проехал за час 90 км, но по данным системы мониторинга автомобиль в это время стоял на месте. Вывод: водитель накручивал одометр. 

Сговор с топливозаправщиком

На закрытых объектах – карьерах, стройплощадках – водителям не выдаются ни наличные деньги, ни топливные карты, ни талоны. Для заправки используется бензовоз, а для отчета – топливная ведомость, в которой расписываются водитель и топливозаправщик. Эти две стороны могут вступить в сговор, и регулярно не доливать топливо в бак. Объемы недоливов могут быть достаточно велики. Не учтенное топливо затем продается, а деньги делятся между водителями и заправщиком.

Система идентификации и контроля топлива устанавливается в топливозаправщик. Система создает и сравнивает отчеты по заправкам с топливозаправщика и с заправляемых автомобилей.

Фиктивная работа

Такая махинация характерна при эксплуатации спецтехники. Водитель заводит двигатель и всю смену или часть ее работает на холостом ходу. Далее топливо списывает по якобы отработанным моточасам. Предприятие не только теряет деньги на заправку, но и несет потери за счет невыполненной работы.

Способы контроля и фиксации случаев воровства: 

  • Система мониторинга создает отчеты по моточасам, уровню топлива и работе спецтехники.

Системы спутникового мониторинга транспортных средств позволяют контролировать не только умышленные махинации с ГСМ, но и непреднамеренный перерасход топлива. Сюда относятся и неисправности систем автомобиля, и даже стиль вождения шофера. О том, что такое эко-вождение, как сэкономить топливо и продлить ресурс автомобиля с помощью систем спутникового мониторинга, читайте в наших следующих публикациях.

 

Обратный звонок

Заявка