Хищения топлива – обыденное явление для компаний с собственным парком автотранспорта в отсутствие адекватной системы контроля использования ГСМ. Существует множество схем воровства, в которые могут быть вовлечены сотрудники любого уровня – от водителей и механиков до руководителей подразделений. Махинации чаще всего направлены на получение денежных средств, реже – для использования топлива в собственном автомобиле.
Установка системы спутникового мониторинга позволяет отслеживать заправки и расход топлива. Контроль может основываться на показаниях штатного датчика уровня топлива с подключением к CAN-шине автомобиля GPS-трекера, который передает данные в систему мониторинга. Более точный способ измерений – установка датчика уровня топлива в бак транспортного средства и тарировка бака, то есть высокоточная калибровка ДУТа и градуировка объема топливного бака.
Ниже описаны способы хищения топлива и методы противодействия им с помощью системы спутникового мониторинга транспортных средств.
Слив топлива из бака
Простейший способ – слив остатков топлива из бака с целью продажи или заправки собственного автомобиля. Часто норма расхода ГСМ бывает несколько завышена, так что слив излишков топлива – весьма распространенное явление.
Способы контроля и фиксации случаев воровства:
Заправка более дешевым топливом на трассе
На трассах можно найти нелегальные пункты, которые принимают от водителей неотработанное дизельное топливо. Другие водители могут заправиться в таких пунктах по сниженной цене.
Способы контроля и фиксации случаев воровства:
Продажа топливных талонов
Если предприятие до сих пор использует топливные талоны для заправки транспортных средств, водитель легко может продавать часть из них по заниженному курсу, отчитываясь в бухгалтерии за якобы совершенные заправки.
Способы контроля и фиксации случаев воровства:
Приобретение «левых» чеков
Если водитель получает подотчетные денежные средства для заправки транспортного средства, он может приобрести нелегальные чеки на покупку топлива, которые затем передаются в бухгалтерию в качестве отчета. Пункты продажи таких чеков можно найти на любой крупно трассе.
Способы контроля и фиксации случаев воровства:
Сговор с оператором заправки
Многие предприятия теперь используют электронные топливные карты, которые избавляют от необходимости выдавать деньги на заправку транспортных средств. Отчитываясь, водитель предоставляет бухгалтерии чеки с АЗС. Для сверки этих чеков топливная компания, обслуживающая организацию, высылает по e-mail списки заправок и расшифровки по номеру карты. Предоставленные водителем чеки должны полностью совпадать с данными топливной компании, так что покупка «левых» чеков становится невозможной. Эту схему контроля можно обойти, вступив в сговор с оператором АЗС. Например, водитель просит списать с карты деньги на 200 литров топлива, а залить в бак 100 литров. Разницу водитель получает наличными от оператора – по принятому на АЗС курсу, обычно на 40-45% ниже отпускной цены.
Особенно выгодны такие махинации водителям международных транспортных компаний. Можно заправиться перед границей за собственные деньги, а в стране, где топливо стоит дороже, просто обналичить деньги с топливной карты.
Кроме этого, водитель может заправить по своей карте чужой автомобиль, получив с его владельца наличные. Или просто залить часть топлива при заправке в канистру, а затем продать его.
Способы контроля и фиксации случаев воровства:
Несанкционированные рейсы
Закончив плановые рейсы, водитель может успеть выполнить другие поездки. Например, доставив груз, фура сделает крюк в несколько сотен километров, чтобы сделать перевозку для «левых» заказчиков. Несанкционированные рейсы могут выполняться спецтехникой, грузовыми и пассажирскими транспортными средствами.
Способы контроля и фиксации случаев воровства:
Подкручивание одометра
Водитель может изменить показания одометра или счетчика моточасов с помощью специального устройства. Можно просто вывести из строя спидометр или счетчик и списать по путевому листу якобы пройденный километраж и отработанные моточасы. Обычно это делается после окончания рабочего времени. На сокращенный километраж сливается соответствующее количество топлива, либо приобретаются упомянутые «левые» чеки.
Способы контроля и фиксации случаев воровства:
Сговор с топливозаправщиком
На закрытых объектах – карьерах, стройплощадках – водителям не выдаются ни наличные деньги, ни топливные карты, ни талоны. Для заправки используется бензовоз, а для отчета – топливная ведомость, в которой расписываются водитель и топливозаправщик. Эти две стороны могут вступить в сговор, и регулярно не доливать топливо в бак. Объемы недоливов могут быть достаточно велики. Не учтенное топливо затем продается, а деньги делятся между водителями и заправщиком.
Система идентификации и контроля топлива устанавливается в топливозаправщик. Система создает и сравнивает отчеты по заправкам с топливозаправщика и с заправляемых автомобилей.
Фиктивная работа
Такая махинация характерна при эксплуатации спецтехники. Водитель заводит двигатель и всю смену или часть ее работает на холостом ходу. Далее топливо списывает по якобы отработанным моточасам. Предприятие не только теряет деньги на заправку, но и несет потери за счет невыполненной работы.
Способы контроля и фиксации случаев воровства:
Системы спутникового мониторинга транспортных средств позволяют контролировать не только умышленные махинации с ГСМ, но и непреднамеренный перерасход топлива. Сюда относятся и неисправности систем автомобиля, и даже стиль вождения шофера. О том, что такое эко-вождение, как сэкономить топливо и продлить ресурс автомобиля с помощью систем спутникового мониторинга, читайте в наших следующих публикациях.