Тахографы в современном мире — важная часть многих областей бизнеса, а также личного контроля транспортных средств. Тахографами называют оборудование, которое устанавливают на борт автомобиля. Оно следит за скоростью движения, пройденным расстоянием, режимом труда и отдыха водителя и некоторыми другими параметрами. Надежная аппаратура повышает безопасность людей, грузов и улучшает ситуацию на дорогах.
Контрольные устройства обязательны для всех перевозчиков. Их установка и эксплуатация регулируются законодательством. Характеристики ТС, их динамика перманентно записываются и могут передаваться онлайн. Тахографы помогают не только контролировать машину и водителя, но также служат основой для решения сопутствующих спорных ситуаций.
Обязательность установки требует от бизнеса, нуждающегося в аппаратуре и компаний, которые ее поставляют, разбираться в назначении техники, всех ее особенностях, правилах обслуживания и эксплуатации должным образом.
Нередко встает вопрос, какой тахограф лучше поставить. Дело в том, что выбор у потребителей есть, но он ограничен законом. Разрешается использование исключительно сертифицированного оборудования. Его перечень можно найти на официальном сайте Российского автомобильного транспорта (ФБУ Росавтотранс). Список может меняться приказами Минтранса, что обязывает следить за изменениями, так как установка иного оборудования является нарушением и влечет административную ответственность.
Разрешенные модели отвечают требованиям РФ, ЕС и подходят для работы в других странах. Однако есть глобальное деление на две категории:
тахографы для применения внутри страны — оснащаются модулем СКЗИ (средство криптографической защиты информации);
тахографы для международных перевозок — данные приборы соответствуют требованиям европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств и могут использоваться на территории РФ и ЕС.
Вывоз блоков СКЗИ приравнивается к разглашению гостайны, вот почему они устанавливаются только на ТС для внутренних перевозок.
Дисплей. Тахографы могут иметь цветные или одноцветные мониторы. Цветные хорошо зарекомендовали себя, но стоят дороже. Такие дисплеи информативнее, с ними удобнее работать, есть возможность настраивать яркость. Существуют двух, трех и четырехстрочные мониторы. От количества строк зависит и размер шрифта, чем их больше, тем мельче шрифт.
Колебания напряжения. Тахографы СКЗИ универсальны (поддерживают 12В и 24В), но тахографы ЕСТР потребляют либо 12В, либо 24 - при покупке на это важно обращать внимание.
Опасные грузы. Тахографы ЕСТР должны иметь аббревиатуру ADR - только в этом случае их можно устанавливать на транспортные средства, перевозящие опасные грузы, на российских тахографах с блоками СКЗИ, как правило нет такого деления - они все имеют допуск (EX).
Хранение и передача информации. Данные, получаемые оборудованием могут выдаваться на дисплей или загружаться на носитель (цифровые) или печататься на специальной бумаге (аналоговые). Но сегодня тахографы по такому параметру можно разделить на два типа: приборы с модемом (информацию можно получать удаленно), приборы без модема (возможно только локальное скачивание с помощью карты предприятия).
Идентификационные карты. В зависимости от типа устройства данные будут либо только на русском языке, либо дублироваться на английском. Карты привязываются к тахографам. Приборы СКЗИ имеют свои, тахографы ЕСТР — свои. Вторые немного дороже. Это важно учитывать перед тем как оформить карту тахографа. Существуют разные виды карт: водителя, специалистов сервисных центров, административные карты для ответственных лиц, а также инспекторские карты.
Стоимость. Уровень цен для российских тахографов примерно один, производители стараются его придерживаться. Европейские тахографы обходятся дороже. Выгоднее всего покупать и устанавливать нужный тахограф - в одном месте.