Обязательное оснащение грузового и пассажирского транспорта в России введено с 2013 года Приказом министерства транспорта №36 от 13 февраля, в котором прописаны все технические требования к оборудованию.
Наличие тахографа является частью государственного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения и жизни людей. Установка и обслуживание устройств — обязанность перевозчиков. Однако их использование не столько обременяет бизнес, сколько способствует оптимизации и повышению эффективности работы. Помочь в этом смогут и онлайн-тахографы, внедрение которых официально начнется с 1 марта 2023 года. Именно этому типу устройств посвящена большая часть приказа Минтранса от 1 сентября 2022 года. Предполагается постепенное обновление устройств на транспорте, так как в настоящее время строгие временные рамки не установлены.
Первое внесенное изменение касается конструкции оборудования. Новый тип приборов будет иметь упрощенную схему замены блока криптографической защиты информации. Он шифрует данные, защищает их от взлома и внесения изменений. Теперь перевозчики смогут самостоятельно менять компонент даже без снятия тахографа с транспортного средства.
Дополнительно новый приказ вводит понятие бортовых устройств с возможностью передачи данных. Этот шаг легализует и разрешает использование большего количества разновидностей тахографов. Теперь все аппараты будут иметь модули, использующие GSM сеть для передачи данных, что решает проблему с задержками снятия информации с карт водителей. Устройства позволяют отслеживать нахождение транспорта и накапливать данные для дальнейшего анализа и оптимизации маршрутов и расписания движения. Если же снабдить тахограф дополнительными модулями, например, датчиками расхода топлива, состояния аккумуляторов и другими, то можно превратить тахографы в полноценную систему управления.
Передаваемые данные теперь имеют юридическую значимость. Обязательная процедура отправки электронных документов от бортового устройства, подписанных электронной подписью водителя, получила название «Тахографический контроль». Требование призвано повысить эффективность надзора за безопасностью на дорогах и оптимизировать работу ответственных органов за счет использования объективных непредвзятых инструментов.