Мониторинг пассажирского транспорта становится всё более популярным и востребованным в современном мире. Благодаря различному программному и аппаратному обеспечению, перевозчик может следить за каждым транспортным средством и контролировать его движение в режиме реального времени. Все больше компаний устанавливают комплексы контроля за общественными перевозками, не ограничиваясь обязательными приборами. Сегодня возможно оснащение ТС множеством дополнительных модулей и блоков, открывающих дополнительные возможности для оптимизации работы, чем пользуются многие компании.
Система мониторинга транспорта — это совокупность аппаратно-программных средств, которые предназначены для контроля за каждым транспортным средством перевозчика. Она позволяет автоматизировать процесс контроля, сократить число нарушений и увеличить эффективность работы транспортного предприятия.
Мониторинг пассажирского транспорта специфичен и отличается от мониторинга грузовых автомобилей. Отслеживание маршрута и времени прибытия должно осуществляться с высокой точностью.
К категории общественного транспорта относятся метро, рельсовый и речной трамвай, троллейбус, автобус, паромы и их аналоги. Основными задачами мониторинга таких средств являются:
- Контроль скорости движения транспортных средств,
- Контроль следования расписанию и соблюдение интервальности движения,
- Контроль топлива на маршруте,
- Контроль прохождения остановок,
- Контроль работы водителей (режим труда и отдыха),
- Контроль (подсчет) пассажиропотока.
Также мониторинг общественного транспорта используется для предоставления клиентам более точной информации о движении автобусов и других транспортных средств. Система является обязательной и регулируется законодательством Российской Федерации, основные законы поясняются и дополняются приказами Минтранса.
Работа системы мониторинга транспорта начинается с установки в транспортное средство специального устройства, оснащенного GPS-модулем, встроенным компьютером и средствами связи с центром мониторинга. Это устройство получает данные о перемещении автобуса, а также информацию о состоянии двигателя и о работе водителя. Устанавливать разрешено только модели, одобренные контрольными органами. Требования к оборудованию регулируются приказами Минтранса.
Данные с устройства в режиме реального времени передаются в центр мониторинга, где итоговые отчеты анализируются специалистами. Если происходит какое-либо нарушение, контрольный центр оповещает транспортное предприятие для принятия мер. Вместе с тем, эти данные также служат источником для анализа проблем в работе транспортного средства и предоставляют информацию о причинах снижения эффективности дорожного транспорта.
Мониторинг транспортных средств становится главным инструментом контроля за работой транспортной компании и обеспечивает дополнительный контроль над перевозками для каждого пассажира. Объективная информация от мониторинга определяет возможности для транспортной компании совершенствования своей работы и улучшения качества услуг, что важно не только для грузовиков, но и для пассажиров, которые пользуются услугами автобусов и других видов транспорта.